Игровые технологии как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их, в различных формах, я часто использую на уроках спецтехнологии. Уроки по игровым технологиям  разрабатываются для расширения кругозора, заинтересованности и адаптации в условиях профессионального выбора, формирования исследовательских навыков  в процессе учебной деятельности для учащихся системы профессионально-технического образования.

Наше знакомство с бесконечно динамичным и сложным миром  позволяет во всём новом видеть хорошо известное старое, т.е. наделяет способностью постигать, описывать, проектировать самые различные явления и процессы, путём отождествления микрокосма с макрокосмом. Изначальные образы, меры, системы исчисления накладывают неизгладимый отпечаток на развитые формы мыслительного процесса.

Помните, как в школьные годы Всем нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня  ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение учащимися образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. При проведении учеными исследований мотивации обучающихся выявились интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.